Александр Шатилов рассказывает
01.11.2021
Страница 2
Здесь, у чудесного озера, мы и встали на ночлег.
Геннадий сказал, что дальше мест для палаток нет, до перевала идти долго, да и спуск мёдом не намазан. А мы и не упирались. Вечер прошёл в медитациях на окрестные горы.
   Утро снова было ясное. Солнце припекало, а мы понимались по моренной долине. Хорошей воды рядом не было, но потом нашёлся способ утолить жажду.
Здесь же, на слое песка, пропитанного водой, увидели следы снежного барса и росомахи (ну, мы так решили).
Наконец преодолев последний взлёт,
мы поднялись на перевал Ленинградский 1Б.
За что ему дали «Б» немного не понятно, но сведения подтвердились потом в нескольких источниках. Посидели, позапускали коптер, и начали спуск. Долгий спуск к озеру, где мы стали на ночлег.
Эти зелёные берега издалека такие безобидные. А на самом деле сплошное болото. У нас было, пожалуй, самое сухое и ровное место на всём озере, и то некоторые кривились.
   Наутро встретились с группой, за которой до этого наблюдали весь вечер на другом конце озера.
Интересная группа. Сборная из городов Сибири. Самое интересное не то, что с ними шла собака, а то, что шли они в касках. А мы начали спуск по реке Верхний Тураоюк. Сначала было болото, потом заросли древовидного лука,
потом, зачем-то, снежник,
а потом панорама долины Аккола.
Вот здесь-то Геннадий и показал новую травку для чая.
Называется зизифора и похожа на клевер, хотя вроде родственная чабрецу.
Внизу, у слияния рек живёт алтаец, который взял тут землю в аренду, и пытается взять мзду с туристов, остановившихся отдохнуть у реки под деревьями. Но вскоре выяснилось, что его земля только за рекой и не получив мзды алтаец уходит со словами: «Только не гадьте!». Мы и не стали гадить, а двинули вверх по Акколу к Софийскому леднику. Куда и дошли под вечер.
Честно говоря, место хорошее: озеро рядом, прекрасный вид на Софийский ледник, место ровное, но… Озеро мутное, за водой — 200 метров вверх по склону, а тут ещё мухи какие-то… В общем народ сначала роптал, но безмолвствовал, а когда проснулась Маша то прорвало. И по леднику мы уже бегали, и на перевале уже были, и вообще — пошли Маша, чего-то уже лагмана захотелось. Маша была мудра и не препятствовала нашему желанию спускаться вниз. Мы вновь вернулись к алтайцу. Здесь стоял тентованный УАЗик, а ранее встретилась группа, уходящая вверх, и водитель клялся, что они скоро вернутся. Пришлось устраивать сиесту.
Долго ли, коротко, но туристы спустились, и мы наконец-то ворвались в объятья цивилизации. У нас ещё оставались два дня, и Геннадий решил показать нам Чулышман. А Чулышман всегда стоит посмотреть, хотя бы из-за перевала Кату-Ярык.
Перевала, как такового, в общем то нет, а есть участок пологого склона где смогли прорубить серпантин. По нему мы благополучно спустились в долину. Практически вся долина Чулышмана застроена турбазами различного пошиба. На одной из них, в устье реки Чульча, мы и остановились, отдав по 100 рублей за место под палатку и 200 за навес.
На следующий день совершили последний в нашем походе радиальный выход, на Большой Чульчинский водопад или Учар по-другому. Сначала переправились через Чулышман на моторной лодке (и как её сюда завезли?)
Потом пересекли огромное ровное поле
и углубились в долину реки Чульча.