Наталия Дюмина рассказывает

Там, где летают орлы
Где рождаются реки.....

18.07.2016
Сегодня старт. Первый день нашего путешествия. Решили подняться на канатке и этим сократить и облегчить себе маршрут. Канатная дорога работает с 10 до 17.30 час., стоимость 700 рублей. Подъем на высоту 2240 метров. Люди с фотоаппаратами, а мы с неподъемными рюкзаками. Сесть с нами в кабинку никто не рискнул, тем более, что нам попался 13 номер. Промелькнула мысль, а хороший ли это знак? Но назад дороги нет, надо воспринимать всё с позитивом и верить в лучшее  :).
  Подъём был недолгим, минут 10. Вышли на смотровую площадку, толстым слоем намазались солнцезащитным кремом, взвалили рюкзаки на спину и в путь. (Совет простым отдыхающим: не жалейте 700 рублей, вид со смотровой площадки очень красивый. Оно того стоит, если вы не ходите самостоятельно в горы.) Погода хорошая, светит солнышко, но первые метры маршрута даются нелегко. Сказывается перепад высоты, да и не втянулись ещё. Вес моего рюкзака 18 кг, у Димы 36. Сегодня по плану должны пройти перевал Федосеева
  Так как тропу не нашли, пришлось подниматься в «лоб» по травянистому склону. Весь день, как навьюченные верблюды, шли на верх. Набор высоты до 3000 метров, Дима сказал: «дохерище».
  Без тропы идти конечно тяжело. Во время подъема потеряла солнцезащитные очки. Жалко, купила их перед отпуском и они мне очень нравились. Как буду дальше без очков, не знаю, солнце очень яркое. Для своего успокоения сказала, что это плата горам, что бы они нас к себе пустили. Но как бы не было трудно, в 16.00  мы были на перевале Федосеева. В перевальном туре забрали записку туристического клуба «Крокус» и оставили свою.
Дальше, без особого сброса высоты, прошли перевал Агур и, не доходя до перевала «Мылгвал», в 18.00  встали на ночевку.
  День был тяжелый. Особенно тяжко Диме, рюкзак неподъемный. Я тоже устала, но мне немного легче. Ужин, чай и отбой. Спать легли в 19.00. Дима уснул, а я никак не могла, наверное переутомилась. Спустя какое-то время я немного задремала, но не надолго. Началась гроза. Молнии сверкали над головой, а гром гремел в ушах как тысяча барабанов. Очень, очень страшно. Еще никогда в своей жизни не оказывалась наедине со стихией в таких условиях. В голове засела мысль, что в палатке лежат трекинговые палки с металлическими наконечниками и они могут притянуть молнию. Глупость наверное, но тогда мне так не казалось. От такого грохота проснулся и Дима. Я отправила его на улицу, вынести эти злосчастные палки подальше от палатки. Дима со словами : « В такую погоду даже собаку на улицу не выгоняют», всё же исполнил мою просьбу. Страшно, страшно и ещё раз страшно. Всю ночь молилась Богу, что бы спас и сохранил. Успокоив себя мыслью «чему бывать, того не миновать», обнялись с Димкой покрепче и уснули.

19.07.2016
Проснулись в 08.00. Дождь не прекращается, но грозы нет и мы живы. Ура!!! Не хочу в всей жизни еще раз такое пережить. Сидим в палатке. Через 30 минут дождик стал успокаиваться и прекратился. Небо затянуто тучами, никакого просвета. Но надеемся, что погода всё же наладится и мы пойдем дальше. Пока выжидаем. Позавтракали геркулесовой кашей с изюмом и сгущенкой. Кашу не доели. Есть не хочется вообще. Дождик ни как не выпускает нас из палатки, только прекратиться и опять поливает. В 13.45 дождь взял тайм-аут и мы решили «делать ноги». Быстро собрали палатку, вещи и в путь. Надо успеть добраться до следующего места стоянки, пока нет дождя. Дошли до перевала Мылгвал и начали долгий спуск к озеру Кяфар.
Погода не располагает наслаждаться местными красотами. Сильный ветер и темно-серые тучи гонят нас к цели. По пути, мельком, видели несколько красивых озёр, но времени на созерцание нет по причине всё той же непогоды.

В 17.45 прибыли к месту ночёвки — озеро «Кяфар».

Красотища!!! Самое большое озеро высокогорья с неописуемой лазурной водой, которое вбирает в себя десятки молочных рек. Даже пасмурное небо не может испортить эту красоту. Это моё место, я его чувствую всей душой. Надеюсь, завтра увидеть это великолепие при солнечной погоде и во всей его красе. Когда светит солнышко, всё выглядит по другому. На завтра у нас здесь запланирована днёвка.  Палатку разбили прямо на берегу озера. Так что вид из окна у нас, как в самых дорогих номерах самых престижных отелей. И вроде бы все хорошо, вот бы только солнышка немножко.
  А кавалер мой сдулся. Лег Димка в палатку и лежит, руками ногами не шевелит. От ужина он отказался, попил только кофе. А у меня сегодня праздничный ужин: овощное рагу с мясом от шеф повара нашего отеля и сало с сухариком. Ням, ням! Вкуснятина! Настроение хорошее, чувствую себя хорошо. В таком месте по другому и быть не может -))))))))). Сюда стоило карабкаться!!!!
  Моя половинка, увидев сало, тоже ожила, но сразу к ужину не приступил, пока таскает камни, которыми обкладывает палатку. Укрепляет оборону :-))))))))))). Просто он знает, что сало надо заслужить.
  Ну вот укрепление готово, сало съедено, ужин закончен.19.00 - спать еще не хочется. Чем заняться - не знаем. На улице ветер и опять собирается дождь, сидим в палатке -(((.
   20.00. Попытались лечь спать, но ветер такой силы что прижимает внутренний тент палатки к головам. В итоге никто не спит.
   01.00. Дима объявляет, что только час ночи, а это говорит о том, что отдыха как такового нет, просто ждем  утро.
Ветер не стих до самого рассвета (позже узнали что у другой группы ветер сломал две палатки, нашей ставим 5+).

20.07.2016
  Только проснулись и сразу на улицу смотреть погоду. А там все по-прежнему. Ветер, хоть и не такой уже сильный и небо в тучах. Из-за этого отменяем дневку, нет смысла стоять при такой погоде. Моя мечта полюбоваться озером и сделать фото при солнечной погоде тоже не сбылась.
Собрали палатку и в 08.30 вышли на маршрут. На сегодня цель -  перевал «Кынхара» и озеро «Чилик».
Всю дорогу тучи и сильный ветер. Из далека видели озеро «Рыбное». Говорят, там водиться форель, а я рыбу очень люблю, но нам в другую сторону.
В 13.55 стали подниматься на перевал «Кынхара».
   В начале не попали на тропу. Но зная, что этот перевал  крутой,  старательно пытались её отыскать. И нашли. Если бы не эта тропа, то не знаю куда бы и когда бы мы поднялись. Перевал и вправду оказался очень, очень крутой, практически вертикальный. Спасибо доброму человеку, который вырубил ступени на перевальном взлёте и этим значительно облегчил подъём. Трудно, тяжело, но радует один приятный факт - перевал не затяжной, надо потерпеть и всё скоро закончится. Я для себя придумала игру, чтобы отвлечься от трудностей. Загадываю, сколько осталось шагов до перевальной перемычки и считаю каждый свой шаг. Угадала или нет? Так незаметно и проходишь тяжелый отрезок подъёма. Мне это помогало.
   Вот мы и на перевале. Дует очень сильный и холодный ветер. Он не дает нам возможности находится здесь подольше  прочувствовать это место. В перевальном туре нашли  записку  выше упомянутого туристического клуба «Крокус» и пакетик чая. Хоть он нам не нужен, но очень приятно.  От себя оставили  конфетку следующим за нами туристам. Небо по прежнему затянуто тучами и вот-вот пойдет дождь. Наверное, погода работает на меня, бережет мои глаза от солнца.
  Стали спускаться к озеру Чилик. Дорога заняла около 2 часов. Спуск был не тяжелый, но  затяжной и так как шли без отдыха, очень устали.  Пришли  к месту стоянки и упали без сил. Все болит и подташнивает. Нашли место (в низине) для палатки, немножечко отдохнули, пришли в себя.
  Есть не хочется, попили чай с лимоном и имбирем  вприкуску с колбасой. Но потом еще поели сало с чесноком :-)))))))))). Пока ветра нет, надеемся выспаться. 20.30, отбой.

21.07.2016
   Проснулись около 8.00 часов. Всю ночь шел дождь и прекращаться не собирается. Вообще нам очень повезло с погодой в этом походе. Дождь, ветер и серые тучи - наши постоянные спутники. Сидим в палатке не вылезая, а скоро уже обед. Все туристы, которых мы встречали по пути, говорили, что озеро «Чилик» очень красивое, но из-за погоды, озеро я видела,
а красоты пока нет. Не покидает надежда, что сегодня еще будет солнышко и я смогу рассмотреть прелесть этого природного творения. Рядом с «Чиликом» находиться еще одно маленькое озерце. Вода в нем лазурного цвета (это я успела увидеть вчера вечером :-)). Очень чистое, необыкновенно красивое озеро.
   Уже 11.00 часов, а дождик все идет. Интересно, сколько же там еще воды в небе и кто прогневал небеса???
   12.00, у нас обед. Сварили суп из 1 банки рисовой каши и одной банки тушенки. Дима себе добавил еще «ролтон»,  у него получилось вкуснее. Сам суп очень жирный , но вкусный . Немного съели и наелись. Остальное - позже.
А дождик так и идет :)))).
   14.30 - едим, пьем чай, лежим. Иногда, минут на десять, дождик прекращается и Димка ходит искать тропу, известную только ему. Но мне кажется, он подкрадывается к лагерю туристического клуба «Крокус» из Краснодара, которые стоят на другом берегу озера. Все пытается с ними пообщаться, но не знает с чего начать. Опять дождик :-))))))
   А мне обещали на днёвке баню, шашлык и красивые фотки. Вот так верить мужчинам. Когда я сказала Диме, что отпуск у нас удался - сидеть в палатке под дождем не вылезая, Дима сделал умное лицо и ответил: «Полная перезагрузка, очень хорошо». Ну ничего, зато подъедим запасы еды, которые копятся у нас каждый день. Еды у нас хоть отбавляй.
   16.00. Дождь стал усиливаться и наше место стоянки затопило. Земля перестала впитывать воду и под нами образовалось озеро. Мы на своих матрасах качались как на волнах. Поняли, что надо срочно эвакуироваться. На наше счастье дождик сделал перерыв на 15 минут. За это время мы успели перетащить палатку и вещи на возвышенность. Не обращая внимание на камни (какие смогли - убрали), установили палатку, побросали вещи и сами успели спрятаться. И тут я поняла, как нам повезло в этом походе!!! Дождик каждый раз давал нам возможность добраться до места стоянки, расположиться и только потом начинал поливать. А поняла я все это, когда увидела как с горы в эту непогоду спускается парень в шортах. Один, весь мокрый, но бодрячком. Прошел мимо нас, спросил дорогу на перевал, рассказал, что идёт с друзьями  из Архыза в Сочи и пошел искать место для стоянки. Спустя несколько минут по тому же маршруту показался еще один человек. Он был обессилен,  промокший до нитки и тоже в шортах. Мы позвали его к себе в палатку, напоили чаем, укутали спальниками и оставили согреваться.  Звали его Рома. Оказалось, что это один из друзей предыдущего парня и что за ним идут еще парень с девушкой. Мы с Димой, шутя, прозвали этих ребят «группа в шортах». Дима пошел  на встречу отставшим ребятам, с намерением помочь. Уже прошел час, а Димы всё нет. Я волнуюсь и ругаю себя, зачем я его отпустила? Роман спит в спальнике и стонет, наверное ему сниться как он под дождем пускается с перевала, а я пишу все это и волнуюсь за Диму.
   Наконец -то вдалеке я увидела свое счастье в красной куртке. Он тащил чужой рюкзак и вел группу из 4 человек. В последствии,  оказалось, что эти ребята не из «группы в шортах». Но наша помощь им  пришлась кстати. Мы тоже напоили  их чаем и дали возможность немножко согреться и перевести дух. Сегодня наша палатка работает спасательным пунктом МЧС :).
   Роме у нас, по моему, очень понравилось и он не торопился уходить. Ну и правильно: тепло и сухо. А что еще надо человеку?  Но хочешь ты Рома или не хочешь, а надо идти к себе, к своим друзьям. Дима узнал, где стоит палатка «группы в шортах» и что все они  на месте, кроме нашего гостя.
   Вот такой сегодня был день, Дима мокрый, но довольный заявил: «мир спасен» и без задних ног завалился спать. Так что ужинать пришлось мне в одиночестве тем же супом, который остался с обеда. В 20.30 легла спать, но сказать, что мы выспались и отдохнули не могу. Так как наша палатка стояла на камнях, от которых не спасали даже коврики, сон превратился в испытание.
До утра еле дотянули.

22.07.2016
  Проснулись около 5.00 часов. Оба с больными спинами, после ночного массажа камнями. Решили идти дальше, пока светит солнце. Погода не понятная, то солнышко выглянет, то тучки дождевые.
  Вышли из лагеря в 07.45 по направлению перевала «Чилик», вслед за ребятами из группы «Крокус». Впереди нас ждали два брода через горные реки
и затяжной, но не сложный перевал. Прошли его без особых сложностей. На самом перевале очень ветрено и холодно, но виды потрясающие.
Нас догнала и перегнала «группа в шортах». Сделали совместное фото на память
пожелали счастливого пути и расстались :-). Ребята молодые, сил у них много, так что нам за ними не угнаться, да мы и не пытаемся. Мы идём по принципу «тише едешь больше видишь». После «Чилика» в связке прошли перевал Ацгара. Совсем не сложный.
   Дальше идем на Загеданские озера. Природа красивая, много зелени, иди да любуйся. Но не все так просто. С начало тропа завела нас в густые заросли трав (по пояс, а местами и выше) и поэтому идти было очень тяжело и утомительно. Потом она стала теряться и мы с трудом находили дорогу. Каково же было наше удивление, когда на нас, спускаясь где-то с горы, снова вышла «группа в шортах». С их скоростью передвижения мы думали, что они уже далеко впереди нас. Оказывается, ребята решили сократить путь, забрались в гору и заблудились. Вот так нас опять свела судьба с этими людьми. «Группа в шортах» опять нас обогнала и помчалась вперед, а мы, как два тихохода, последовали за ней. Но чем дальше мы продвигались, тем гуще и непроходимей становились заросли низколесья, а кусты рододендрона совсем  выбили нас из сил. Тропа исчезла совсем и мы терялись в догадках, что делать, то ли продираться сквозь эти заросли вперед, то ли перейти на другой берег реки, которая  протекала вдоль нашего маршрута. Наконец было принято решение перейти реку в брод и поискать тропу по левому берегу Ацгары. Решено – сделано. Тропу нашли очень быстро и идти стало намного легче. Только сказывалась накопившаяся за день усталость. Мой запас сил подходил к концу, батарейка садилась. А идти еще немало. Я всё чаще стала спрашивать у Димы далеко ли эти «Загеданские озера»? А он мне каждый раз отвечал, что уже совсем рядом. Но когда же будет это «рядом»? Сегодняшний переход оказался  очень длинный  и изматывающий (для меня). В общем, мне тяжело, я устала, а озер еще не видать.
   И тут Дима преподнес мне очередную «радостную» новость. С его слов я поняла, что наше озеро находится слева от нас и чтобы к нему добраться, надо преодолеть еще один подъем наверх  по заросшему рододендроном склону. Я жалобно взвыла. Но деваться не куда и мы полезли. Лезу и сама себя уговариваю: держись, крепись, это последнее испытание на сегодня. Сейчас поднимемся и вот оно озеро. Поднялись, смотрим, а озера нет. Я вопросительно взглянула на Диму. А ответа то нет. Вернее есть, но я эти слова уже слышала сегодня не раз: «оно где-то здесь». Меня, конечно, такой ответ не устроил. Если честно, мне было уже всё равно, здесь оно или не здесь. Я так устала, что дальше идти не могла. Видимо Дима тоже понял, что мои силы закончились и предложил мне посидеть и отдохнуть, а сам налегке побежал искать  это мираж-озеро. Прошло совсем немного времени, как на горизонте появился мой разведчик с криками «я его нашел». Из последних сил взвалены на спину рюкзаки, пройдены последние 200-300 метров и мы у цели.  Вот они эти чудеса света, к которым так стремился Дима: Загеданская скала,

интересная по форме скалистая масса серо-молочного цвета, Загеданская пила

и наше озеро. Оно здесь одно. Остальные четыре чуть подальше, но их не видно.

18.00. Уставшие и измотанные поставили палатку и поужинали. Диме место очень нравится. Он говорит, что это его место, оно придает ему силу. А меня оно совсем не впечатлило. Озеро как озеро, скала как скала. Хотя  вода в озере тепле, чем в других горных озерах. На это есть две причины: 1) что место, где находятся озеро, как линза концентрирует солнечные свет; 2) что питание озера происходит не с ледников, а с верхних озер.
   Итак, пройден еще один отрезок нашего маршрута, прожит еще один день нашего путешествия. Отбой в 20.30. Спокойной ночи. Она нам очень нужна.

23.07.2016
   Подъем в 07.00. Выспались хорошо. Как мы и мечтали, ночь была спокойной. Кто-то ходил возле нашей палатки, но Дима вышел на улицу, ногами потопал, руками помахал и этот кто-то больше к нам не приходил, по крайней мере мы не слышали. Проснувшись, сразу высунули головы на улицу посмотреть погоду. О Чудо!!! Солнце!
   Но очень холодный ветер. Еще рано и мы надеемся, что день сегодня будет замечательный. Так хочется насладиться природой. Да и помыться уже хочется. С начала похода ни разу этого не делали, погода не давала.
Выпили по чашечке утреннего кофе. Дима свой кофе пил на берегу, задумчиво  вглядываюсь в глубину бирюзовых вод озера и  подставляя лицо ледяному ветру. Уж очень ему нравиться это место. А я рада, что ему хорошо.
Сейчас около 8.30, солнце палит беспощадно, но  при этом холодный ветер. Да, хотели солнце - получите, распишитесь. Теперь и не знаю что лучше, яркое солнце или серые тучи. Хорошо, когда вперемежку :))))))))))))))
Еще по чашечке кофе :-)
Я в палатке, Димка опять к озеру. Наедине с собой и этим местом. Я его понимаю.