Наталия Дюмина рассказывает
16.11.2018

В 9.30 пошли налегке искать другие озера, нашли два. Наше оказалось самое красивое. На четвертое не пошли (высоко), а пятое увидим завтра, оно нам по пути.
  11.10, пришли в лагерь. Погода пока радует. Солнечно с ветерком. По плану обед и баня :-)))))
  Ура!!! Наконец-то я помылась. Чувствую себя еще не женщиной, но уже человеком. Теперь греем на солнце воду для Димы. Сегодня у нас переломный день. Завтра идем домой. Дима говорит, что не спеша уложимся за два дня. Поэтому сегодня усиленно подъедаем сало, колбасу и сгущенку, что бы легче был рюкзак:-))) Получается мы пройдем наш маршрут (если не будет форс-мажора) на два дня раньше, чем планировали. Не за 10 дней, а за 8. Из-за погоды сократилось количество дневок, да и шли быстрей, чем планировали.
  Оказалось, что на дневках сидеть скучно. До обеда балдеешь и восстанавливаешься, а после обеда не знаешь, чем заняться. Наверное, дневки хорошо, если ходить в радиалки. Но нам лень.
  Вдалеке с ново увидели «группу в шортах». Куда они идут не понятно. Потом свяжемся с ними и узнаем. У Димы 10 минутный дневной сон, а я маюсь, не знаю, чем заняться. Пришло время мыться Диме. Вода уже не хочет греться, хотя и светит яркое солнце, но холодный ветер не дает ей набрать нужную нам температуру. Надо будет подогреть на горелке.
  Пришла к выводу, что дневка для меня много, надо делать полудневки. Выходить на маршрут пораньше и ближе к обеду останавливаться на стоянку. В палатке жарко, на улице холодные ветер. Хочу климат комфорт :-). Стали надвигаться темные тучки. Надеемся, дождя не будет :-).
  16.10. Диме на месте не сидится. Пошел искать тропу на наш завтрашний перевал. Я сварила гороховый суп (пакет горохового супа 60 гр + сухой фарш + картофельное пюре). Получилось очень вкусно.
  Дима дошел до середины пути и вернулся. Он увидел группу из трёх туристов, которая направлялась в нашу сторону и что бы я не испугалась, прибежал к нам в лагерь. Суп есть не стал. Пошел смотреть на этих бедолаг, которые «врюхались» в скальник, где с утра мы с ним плутали. Только мы были без рюкзаков, что намного упрощало задачу.
   А я целый день ем и лежу. Когда-то мечтала о таком отдыхе, но оказалось, что так отдыхать очень тяжело :-). Вернулся Дима и рассказал, что это опытные туристы из Донецка, которых мы видели впереди себя при подъеме на перевал Федосеева. Но они встали лагерем перед перевалом, а мы в тот день прошли дальше.
  Решили сегодня лечь спать пораньше, хотя так как мы ложимся, куда уже раньше :), а завтра засветло встать и проскочить большую часть маршрута до палящего солнца. Хотя кто его знает, какое солнце будет завтра. Вот такой план, а как сложится - время покажет. Из-за безделья пишу всякую чушь. Скоро бумага закончится, еще пару таких дней и начну рисовать. :-)))))))))))
  Хотя, если бы я умела писать картины и у меня здесь был мольберт- это было бы здорово. В этих местах можно писать, писать и писать. Эх жалко, что художники сюда не доходят.
  Интересно где сейчас наша «группа в шортах»?
  В 18.50 попили чай с лимоном и имбирем. Очень, очень вкусно. Еще раз для себя отметили, что из напитков этот самый вкусный.
  20.00 – отбой.

24.7.2016
  04.30 - подъем. Сегодня начинается дорога домой. Еще очень рано и есть не хочется. Попили только чай, собрались и в путь.
  В 06.00 вышли на маршрут из лагеря. Как уже писала выше, Дима обещает, что эти два дня будут самыми легкими и приятными за весь наш путь. И, даже, если захотим, сможем пройти это расстояние за один день.
  Я настроилась идти вприпрыжку по тропинке, любоваться пейзажами и нюхать цветочки. Один словом не поход, а наслаждение. И поверите мне, я насладилась от души, так насладилась, что волосы дыбом встают, когда вспоминаю.
  Началось все с первого перевала (Уруп-Пхия),
который предстояло пройти. По словам Димы сегодня будут два самых легких перевала. Преодолевая его, а перевал оказался крутой и не легкий , я поняла, что что-то не так и уже стала с подозрением относиться к Диминому обещанию о чудесной прогулке домой. И, как оказалось, не напрасно. Следующим приятным сюрпризом был траверс по Загеданскому хребту от перевала Уруп-Пхия до перевала Речепста-Пхия,
который проходил под наклоном 45-50 градусов, а может быть и больше, по мокрой от росы траве и при сдувающем ледяном ветре. Это было что-то. Я чувствовала себя чем-то средним между горной козой и верблюдом. Если я бы знала, что надо потерпеть 10 минут и весь этот ужас закончится, я бы взяла себя в руки и собралась.
    Но этому походу над пропастью не было конца. Во мне смешалась злость на Диму за неоправданные ожидание и страх пред крутым склоном. С каждым шагом мои нервы сдавали. Конечно, вид с хребта был неописуемый, но при таком состоянии он меня уже не восхищал. И так, с подъемами и спусками, мы прошли около 5 километров. У нас на пути еще один перевал – Репста-Пхия. Его взяли легко, так как он был без особого набора высоты для нас.
      И вот долгожданный спуск, который был для меня спасением и больше никаких трудностей на сегодняшний день не сулил. Я расслабилась, хотя мое морально состояние и боевой дух были подорваны. Дима сказал, что через 1-2 километра у нас запланирована ночевка возле красивого озера и нам надо решить, останемся мы ночевать или пойдем дальше, так как время еще не позднее и мы за сегодня успеем дойти до машины. Решили с начало добраться до озера, а там посмотрим.
Стали спускаться. Внизу протекала пока еще не большая речка Архыз. Здесь она берет свой исток. Тропу не нашли. На мой вопрос - а тем ли путем мы идем товарищи, мой вождь ответил: « А как тут еще можно идти?» (типа не тупи). Вон низина, вон река, иди себе и иди. Я замолчала и покорно последовала за своим вожаком.
Спуск был по траве, не сложный, но очень затяжной. Болели колени, все время нас сопровождал ледяной ветер. Я даже одела теплые перчатки. Мы спускались все ниже, река становилась все шире, а ее берега все круче. Я еще раз спросила Диму, не стоит нам переправиться на правый берег реки здесь, так как дальше будет только сложней. Но Сусанин местного разлива сказал, что переправимся ниже, там будет легче. Меня это насторожило. Ведь он сам меня учил, что чем ниже река, тем она больше. Но старший в походе Дима, а мое дело маленькое, иди и помалкивай.
Спускаемся дальше. На пути нам стали встречаться стада пасущихся овец и коров. Встреча с первым стадом закончилась длительным преследованием, сопровождающимся злобным лаем двумя здоровенными собаками. Оно и понятно. Собаки охраняют свою территорию и стадо. Но мне от этого не легче. Мы еле унесли от них ноги. Не знаю как Дима, а я очень испугалась. Только мы от них оторвались, буквально через 100 метров нас ждало другое стадо и другая собака, которая забралась на холм и лаяла на нас во всю глотку. У меня была только одна мысль: «хоть бы она с этого холма не побежала на нас». Мы бочком, бочком стали прижиматься к реке. Мои нервы были уже натянуты как струны на гитаре. Видимо весь этот ужас Дима прочитал на моем лице и предложил все-таки переправится на правый берег реки. Не знаю как Дима, но я понимала, что мы находимся не на своей территории, туристы здесь не ходят.
Но подойдя к реке, руководитель нашей группы решил, что в этом месте переправа затруднительна и надо идти дальше. Дальше так дальше.
    На душе не спокойно. Идем коровьими тропами, обходя их лепешки и чем дальше, тем чаще натыкаясь на колючки. Не поход, а песня. Но неудобства по боку, лишь бы выйти из этих дебрей. А тропа уводила нас дальше и дальше от нашей заветной точки прибытия. Вскоре коровья тропа перешла в звериную и повела нас на верх в лесные чащи. И тут Диме пришло озарение, что мы идем не туда, надо возвращаться и переправляться на другой берег. Но сказать одно, сделать - другое.
   Чтобы пробраться к реке, надо было преодолеть часть тропы по зарослям из травы и цветов, высота которых была мне по шею. Ползу я по этим зарослям и думаю, а ведь в них кто-то может и жить, ну кто-то вроде змей. А еще я думала, как бы я хотела идти и со стороны любоваться всем эти разноцветьем, а не барахтаться в них из последних сил, не зная куда заползешь. Но самое приятное еще впереди. Когда мы измотанные пробрались к берегу, оказалось чтобы переправится надо снова переобуваться, а сил у меня уже нет. Но и это мелочи.
  Вся прелесть в том, что правый берег реки весь в таких же зарослях как и левый и очень, очень крутой, высотой не знаю сколько сотен метров. Я стала взывать к Диминой совести, пытаясь донести ему дрожащим голосом, что не смогу подняться на верх. Но Дима сказал, что деваться некуда и надо как-то ползти. И мы поползли. Практически по отвесному склону, цепляясь палками, ногами, руками, зубами за землю. Такого страха я не испытывала давно. Нет, не давно, а никогда! В душе я материла Диму как могла, но от этого легче мне не становилось.
  Мы карабкались и карабкались, а конца этой стене видно не было. Я чувствовала, что я на грани истерики. Мне так хотелось зацепиться за какой-то уступ, сесть и плакать. Но я видела, как этот горе-Сусанин, сам из последних сил полз впереди меня, падал, стонал и снова поднимался. Видела в его глазах груз ответственности, при этом он мне говорил: «Наташенька, потерпи, сейчас нельзя сдаваться», и я терпела. Мы то карабкались вверх под углом 60 градусов, то шли траверсом, прорываясь сквозь кусты и деревья. Но выхода видно не было.
  Ко всему этому над нами сгущались дождевые тучи, что лично меня пугало очень сильно. Ведь по мокрой траве ползти ну ни как. А Дима каждые 5 минут менял решение. То командовал вверх, то траверсом. Моя истерика брала вверх надо мной. И вот закапал дождик. В это время я увидела уступ размером 1,5 метра на 1 метр с вытоптанной травой, наверное, там лежала горная коза. Я взмолилась к Диме с просьбой остановиться в этом месте и переждать дождик. Но он твердо сказал, что этого делать нельзя, надо продолжать идти, пока не намокла трава. Как же я ненавидела его в тот момент. Ненавидела и жалела. А еще ненавидела себя, что пошла в этот поход. И только одно меня радовало, что с нами больше никто не пошел, ни родственники, ни мой сын Александр и мне не приходится больше ни за кого волноваться.
  К счастью, дождик нас пожалел и, испугав несколькими капельками, прекратился. Посовещавшись, мы решили, что от траверсов надо отказаться и ползти только вверх. И снова вгрызаясь в землю и траву чем только можно, мы карабкаемся вверх. Я ползу, а сама уже не верю, что там, на верху может быть какая-то тропа, не верю, что завтрашний день будет и для меня. Я пала духом, я почти сдалась. Мне казалось, что я сдохну на этом склоне, не умру, а сдохну.
  Но Дима боец, хоть и бестолковый, но боец. Он не сдается и меня поддерживает. Не знаю, сколько это все продолжалась (для меня вечность), но мы все-таки вскарабкались на этот желанный верх горы. И о чудо!!! Какая-то неуверенная коровья тропа и на ней свежая коровья лепешка. Люди, я никогда не была так рада коровьим лепешкам как в тот миг. Ведь если тут прошла корова и она была в этом месте совсем недавно, то и я пройду!!!
  Потихоньку, помаленьку мы вышли на хорошую тропу. Счастью не было предела. Но не было предела и нашей усталости. Мы не шли, мы просто из последних сил заставляли себя передвигать ноги. Преодолен последний спуск, и мы вышли на дорогу. Впереди, как сказал Дима, еще 7 километров. Пройдя 2 километра, он заявил, что осталось еще 5300 метров. Мои глаза округлились. Как это? На что мне было дано разъяснение, что навигатор считает по прямой, а мы идем по дороге. Был сделан перерасчет и оказалось, что нам идти еще 7300 метров. Но деваться некуда, идти так идти. Главное мы уже на дороге и мы живы. До машины мы не дошли, а доползли.
Было 18.40. У Димы сбылась мечта, а у меня закончились мученья. Вот такой был крайний день нашего похода. И цветочков я нанюхалась и вприпрыжку по горам поскакала.
Вывод: горы я очень люблю, но впредь буду смотреть на них лежа на полянке
    и ходить только в однодневные походы. И еще я поняла, что я женщина, а не ломовая лошадь, скрещенная с горной козой.
    Наставление родственникам и желающим пойти с нами: если кто-то из вас захочет идти с Димой в поход, прочитайте мой рассказ, умножьте это на 2 и решайте дальше сами. Если вы любите испытывать судьбу и щекотать себе нервы - то в добрый путь и удачи!!!
    А я говорю: «Слава тебе Господи, что спас, сохранил и помиловал нас!» И благодарю своего ангела хранителя, что помог мне выжить!!!

P.S. Прошло 3 месяца с того дня, как закончилось наше путешествие. Я снова хочу в поход  :)  :)  :) !!!