Наталия Дюмина рассказывает
03.12.2018

Мы идём по тропе, рюкзак давит плечи
Но от песни походной становится легче
Не мозоли тревожат, не мокрые спины
А лишь то, что ещё далеко до вершины

Мы идём без оглядки, вперёд не иначе
Кто-то смеётся, а кто-то и плачет
Только это никак отражаться не будет
Мы идём на вершину, мы сильные люди!

Даже тот, кто последний в цепочке идущих
Он сильнее сидящих и вечно жующих
Он сильнее того, кто остался бояться
И счастливее тех, кто не стал подниматься

Мы идём ощущая всю силу природы
И в душе поселяется чувство свободы
Кто в горах не бывал, тот такого не знает
И понять не поймёт, как там бывает

Мы идём к своей цели, чужой нам не надо
Не нужна похвала, не нужны и награды
Ничего, что болят уже ноги и плечи
Нам в горах тяжело, но без них и не легче...

Posted on Sunday, December 02, 2018

Ну здравствуй, уже родной нам Архыз. Снова мы у тебя в гостях, полные сил и решимости покорять твои вершины и любоваться  красотами. В этом году хотели изменить тебе, и отправится в путешествие по другим местам нашей необъятной Родины. Почитали отзывы путешественников, посмотрели фото, и что-то ничего нас не тронуло, не зацепило нашу душу так, как ты, прекрасный Архыз. Конечно, красивых мест много и мы не отказываемся побывать там и когда-то обязательно это сделаем. Но в этот раз сами себя убедили, что не все еще исхожено и  увидено в Архызе, а следовательно, нам сюда.
   Наша группа состоит из трех человек: Дима, я (Наталия) и Надя - старшая дочь Димы. В этом году она изъявила желание пойти с нами и испытать себя трудностями туристической жизни (переводили почти всех родственников, второй раз идти уже никто не соглашается. Поход рассчитан на 12 дней, планируем пройти на 1 категорию сложности по туристической классификации.
   Несколько дней мы провели на поляне «Таулу», привыкая к климату, высоте и наслаждаясь ничего неделаньем.
   И вот он наш час пик – 01.07.17г.  Начало похода.
   Подъем в 05.45. Инструктаж проведен, рюкзаки собраны, настрой боевой! Вес  Диминого рюкзака - 35 кг., у нас с Надей по 15. Из лагеря вышли в 06.15. Погода замечательная, видно, что день будет солнечным и жарким. Так как вышли рано, надеемся пройти маршрут до солнцепёка.
   Идётся легко, участок сегодня несложный, в сторону Софийских водопадов около 9 км. Набор высоты 300 метров, это мало. Знакомые виды радуют глаз, впереди виднеется Софийский ледник. Какой же он красивый и величавый, никогда не устану восхищаться этой мощью.
   А вот и наше  «Софийское болото». Это мы его так любя называем. На самом деле это участок местности, где река София затапливает прилегающие к ней луга и пройти там становится проблематично. Машины объезжаю его по руслу реки. Мы же, из года в год преодолеваем это болото нахрапом по прямой, измазавшись грязью по самое не хочу. Надя, проходившая его в первый раз, была ошарашена видом этого месива. Она пыталась хоть как-то спасти свои ботинки от этой жижи, но все оказалось тщетно. Мы же отнеслись к данности быть испачканными более спокойно, так как знали, что это неизбежно (проверенно ранее и не раз). После прохождения болота, еще чуть-чуть прошли по дороге, потом, по большому бревну, перешли на левый берег реки и нашли там полянку для привала.
   Время 10.10.  На сегодня моя часть похода пройдена, а Дима с Надей выдвинулись в радиальный выход на Софийские водопады.
   Я осталась в лагере сторожить «добро». Палатку ставить не стали, так как печет солнце и было принято решение подождать, когда будет тенек. Ведь по теньку палатку ставить легче, а то, что Наташе сидеть на пекле – так это ничего, поди не сахарная, не растает. Да и ноги у нее есть, пусть бегает от деревца к деревцу и ищет себе тенечек. Ну, ничего, мне не обидно, я привыкшая. И слова из песенки хорошо усвоила «Помоги себе сам, помоги себе сам, я знаю, ты сможешь, ты сможешь».
   Дима сказал, что ходу им до водопадов  минут 30, плюс поесть хычины и дорога обратно. В общем, за два часа точно вернуться.
   Сижу уже больше четырех часов  под деревцем на камушке, как птичка на жердочке. Уже и спать захотела, но я на посту, нельзя, да и страшновато. Все время кажется, что за спиной кто-то ходит, как-то не по себе. Три раза доставала свисток с целью отпугивать медведя, конечно смешно, но Дима сказал, что сработае. Не верю и всем сердцем надеюсь, что он мне не понадобиться. Время тянется как резиновое. В итоге за время ожидания: помыта голова, застираны и зашиты штаны, зашита Димина сидушка (пенка), прочитано два десятка страниц из книги. А их все нет и нет. И вот я увидела долгожданную белую кепку. Димка шел твердой поступью, злой как собака, с пакетом в руках. В нем был мой хычин. Следом семенила Надюша, напрочь добитая жарой и длинной дорогой. Я, увидев их, с радостно защебетала, расспрашивая,  понравилось ли им? На что мой благоверный интеллигентно рявкнул: «Не разговаривай со мной» и швырнул мне  хычин. Раньше я обижалась на такое поведение, но со временем привыкла и стала снисходительно относиться к маленьким недостаткам этого большого человека. На лету ухватив свой хычин, я стала уплетать его за обе щеки. До этого времени я уже очень проголодалась. Хычин был неимоверных размеров, но на вкус немножко хуже, чем у нашей любимой, многоуважаемой тети Фатимы с поляны Таулу. Я с удовольствием поглощала кусочек за кусочком, испытывая невероятное наслаждение.  И тут, как ни в чем не бывало, заговорил мой муж.  А я ему : «Я с тобой не разговариваю :-) :-) :-)». И дальше ем. Надюшка, уставшая и обгоревшая, сидит в тенечке на бревнышке, коленки поджала и страдает.  Мы ей говорим: «Ложись на коврик, отдохни»,  но она не хочет, боится, что ее покусают твари ползучие, прыгющие и летающие (кузнечики что ли?). Посмотрим на нее через несколько дней. А мы с Димой упали в кусты, где тенек, не взирая ни на каких насекомых и сладко уснули. 30 минут дневного сна вернули нам силы и настроение.
   Мы поставили палатку, разложили вещи и стали налаживать быт. Наш завхоз Дмитрий со списком в руках прнялся отдавать команды на выдачу продуктов. С меня суп, колбаса, рагу овощное. С Нади еще что-то (что именно уже не помню).  Меню составлено, одобрено, стол накрыт  и все тут же съедено. В общем, всё не плохо. Особо не устали, голод уталили, лежим,  готовимся морально к завтрашнему подъему.
   Мы с Надюшей оккупировали палатку, а Димку не пускаем, от него исходит много тепла, а там и так душно. Я пишу свои заметки, а Надюша потихоньку засыпает. Устал ребенок, но ни разу не пожаловалась — молодец. Дима лежит на коврике рядом с палаткой  и раздает советы проходящим мимо туристам, как переправиться на другой берег реки Софии. Он сегодня работает паромщиком. Когда проходят мимо мужчины и спрашивают его о переправе, он им показывает путь рукой, но если в группе есть женщины — Дима подрывается с места и бежит провожать группу лично, указывая путь. При этом он в одних семейных трусах с большой дырой на заднем месте. На моё замечание не позорить нас, Дима ответил, что не будет поворачиваться к ним спиной, но в порыве делать добро, забывает о своем обещании, увлеченно размахивает руками, указывает куда идти и крутиться вокруг своей оси как новогодняя ёлка на электороприводе. А я смотрю на эту картину со стороны и гадаю: заметят или нет.
   Уже 18.00. Надюшка в полной отключке. Сижу в палатке и боюсь пошевелиться, чтобы не разбудить ребенка. Хотя уже давно хочу на улицу. Не выдерживаю и потихонечку пытаюсь выйти. Надя резко подрывается и спрашивает : «Я что спала? Это уже утро или вечер?» Осталось еще спросить : «Где я?». Вот Димка уморил свою девчулю :-). Ну раз все проснулись, пошли ужинать. Наш старшина выдал нам по банке картошки с мясом, а на десерт чай с лимоном. В этом походе у нас все по порциям, а порции по граммам. Больше положенного не дают, как не проси. Ели второпях, без наслаждения, так как нас закусывали местные обитатели насекомого мира. Да, да, именно те, которых так боялась днем Надя. К вечеру они, по видимому, оголодали и решили тоже поужинать (нами). Все, с ужином покончено, мы на боковую, хотя еще только 20.00.
   За сегодняшний день пройдено 7 км под рюкзаком, и где-то 6 км без. Набор/сброс высоты 337/31 метров, без учета подъема к Софийским водопадам, ночевка на высоте 1850 метров.

02.07.2017

Проснулись с Димой в 04.00, повалялись еще минут 25 и решили вставать. Надюше подъем даётся тяжело. Мы уже собрали спальники, а она еще лежит. Дорогая Надюша,  хочешь ты или нет, вставать придется. У нас в отряде железная дисциплина. Если проснулся Дима, значит проснулись все. И это правило касается даже солнца, а тебя милая девочка и подавно.
   На завтрак овсянка, которую мы с Димой съели, а Надя большую часть выбросила. Не по нраву она ей :-). Я так понимаю, пока Надя мало видит прелестей в нашем походе.
   На сборы ушло полтора часа - это много. Из лагеря вышли в 06.00. На сегодня запланировали пройти  всего 2 км, набор высоты 543 метров. Идем на озеро Айматлы-Джагалыкель (озеро с изрезанными берегами). В этом году у нас короткие переходы и длительные стоянки. Решили себя не мучить, а получать удовольствие. Идётся не очень тяжело, бывало и труднее. Сначала тропа пролегала через лес вдоль реки Кашха экчи.
   Красота неописуемая. Очень много красивых цветов, которых раньше и не видела. В этом году зима была затяжная, а лето позднее. Поэтому, хотя мы здесь в июле не впервые, в этот раз увидели Архыз другим. Намного ярче, сочнее и богаче. Вся земля усыпана разноцветными цветами. Кусты рододендрона сплошь белые от  цветения. Это какой-то праздник цветов.  Нет искуснее творца красоты, чем сама природа. Идешь под рюкзаком, вроде тяжело, а посмотришь вокруг  и душа поёт. Не могу я передать словами  ощущения счастья от своего присутствия в этом прекрасном мире. Не могу и не пытаюсь, бесполезно. Просто надо побывать здесь и ощутить самому. И не удивительно, что каждый год мы ходим по этим местам. Архыз притягивает к себе, как магнит. Притягивает своей красотой, чистейшим воздухом, наполненным волшебными ароматами, причудливыми узорами рек и озер  и горными вершинами в белоснежных и ярко зеленых шапках.
   В воздухе запахло чем-то очень приятным. Запах волшебства и очарования. Очень знакомы, но вспомнить не могу. Стала присматриваться и принюхиваться. Оказалось, что это пахнут желтые цветы, которыми усыпаны кусты какого-то растения.
   Название не знаем. Запах напоминает то ли дикую орхидею, то ли нарцисс, только более ярче и насыщеннее. Идем не торопясь, переход не большой сегодня и мы бережем силы на другие дни.
   Вышли в зону альпийских лугов и опять чудо!!! Всё усыпано белыми цветами, чем-то похожими на ромашки. Они тоже очень пахнут, только их аромат более нежный и весенний.
   Ребята, это настоящее счастье всё это видеть и обонять. В 09.15 были уже возле озера «Айматлы-Джагалы-кель». Вокруг горы, украшенные гирляндами из снега, озеро с прозрачной чистой водой и луга, укрытые ковром из цветов.
     Как вам это?
   Но как бы не было красиво, солнце загнало нас в палатку. На небе ни одной тучки, жара просто невыносимая. В палатке духота, спрятаться негде. Сидим кто где поместился: Дима с Надей в тамбуре, я в палатке под мокрым платком. Начала болеть голова, но пока терпимо, выпила аспирин. Лежим, ждем вечера. Наде с нами скучно. Я её понимаю. Ну, какое тут веселье сидеть в палатке и изнывать от жары. Надолго Нади не хватило. Она по максимуму укрылась под одеждой от солнца и пошла исследовать местность. А мы с Димой из палатки ни ногой.
   В 13.00 - обед. Димка решил разделить его на 2 части. Первый прием пищи: 30 грамм сала + чеснок + отруби. Ничего вкуснее не ела. Проглотили, не успев опомниться. Через 2 часа второй прием пищи — по пакетику куриного супа «Горячая кружка» + кириешки. Тоже смели махом. Вроде лежим и ничего не делаем, а аппетит как у голодных волков. У нас с Надей бонус, нашли кем-то оставленную банку консервов кильки в томате. Я и не знала, что так люблю кильку. У Нади к ней такие же чувства оказались. Ну вот, съедено всё, что выдано и найдено. Опять лежим.
   В 16.00 солнышко стало мягче, появились тучки и прохладный ветерок. Мы зашевелились. Можно покидать наше убежище. Кто-то пошел осматривать окрестности, кто-то фотографировать природу, а кто-то заниматься хозяйством.
   В 18.00 Дима разрешил нам выпить по чашечки чая и сказал, что ужин состоится  в 19.00. На ужин у нас ролтон с фаршем. Мы рады любому блюду, не отказываемся ни от чего. Надюшка, по-моему, не наедается, все время спрашивает, когда следующий прием пищи. Но график есть график, Дима чувствует себя властелином продуктов, а мы чувствуем себя его заложниками. Ну вот наступило 19.00. Дима торжественно огласил меню, выдал продукты и мы набросились на еду. Фарша Дима нам выделил много, я даже удивилась. Ужин получился приличный.
   Надя постепенно стала превращаться в туриста. Если раньше она очень щепетильно относилась к условиям быта, то сейчас все стало меняться. Грязной ложкой ее уже не испугать. Да и что ее бояться,  эту грязь. Сорвала лист какой-то травы и вытерла (помыла) ложку. Ну и правильно, что под руку попало, то и пригодилось. Возьмем себе на вооружение. 19.30 - еда съедена, посуда помыта, витамины употреблены. Всё было очень вкусно и сытно. Потихоньку укладываемся, хороший был сегодня день. Высота ночевки 2400 метров.