Наталия Дюмина рассказывает
03.12.2018
страница 5

В 09.40 мы были уже на озере Кяфар.
  Сделали маленькую остановку, полюбовались его красотой и снова в путь. Чтобы добраться до озера Провальное надо подняться на 250 метров выше озера Кяфар.  Почему-то этот подъем дался мне не очень легко. Вчера на перевал взбираться было легче. Всё-таки вес рюкзака имеет большое значение. Вчера он был почти пустой,  а сегодня я несу что положено + фотоаппарат. И хотя рюкзак не тяжелый, подъем для меня был не в радость. Под конец опять разболелась голова, а я думала, что распрощалась с этой проблемой. То ли Надя. Идет, как и всегда, легко в хорошем темпе, не обращая ни на кого никакого внимания. Вот что значит молодость.
   Ещё чуть-чуть, ещё немножко и мы на месте. На часах 11.40.  Вокруг озера Провальное много маленьких озер — лужиц. Они очень мелкие, вода в них не проточная и потому теплая. Пользуясь этим, мы моемся, стираемся, приводим себя в порядок.  Погода солнечная, одним словом, всё хорошо. Пообедав, мы улеглись спать, решили немного отдохнуть, а потом с новыми силами получше  исследовать местность и сделать фото. Проспали до 14.30, выходим из палатки, а там… видимость нулевая. Вот тебе и фото. Нас полностью накрыло облако. Мы в тумане, в молочной пенке. Ничего не видно, если туман не рассеется, то ни фото, ни описания окружающихся нас красот не будет.
   В 15.00 у нас ленч. А на ленч у нас сало с чесноком, бородинские хлебцы и чай. Я еще не видела в своей жизни, чтобы кацапы с такой скоростью поедали сало. Дима с Надей смели свою порцию так быстро, что я даже глазом не успела моргнуть. В общем, они в этом деле фавориты, а я, коренная хохлушечка, в аутсайдерах. Вот такие у меня кацапы, сало едят аж за ушами трещит. Ленч завершен, сидим в палатке,  так как на улице ничего не видать — туман туманище. Я пишу свои заметки, ребята отдыхают.  И тут слышим вдалеке чей-то голос. Вроде как кричат: « Димаааа».  Диму зовут, Дима и пошел. Оказалось, это наши вчерашние знакомые. Говорят,  крикнули наобум, не видя нас. И не промахнулись. Радостная встреча. Чай и сыр с нашей стороны. Ребята начинают разбивают лагерь, а мы уходим к себе греться и не мешать людям обживаться. Поужинав в 18.00 часов ролтоном с фаршем, мы залегли в палатке и нос на улицу не показываем. А что его показывать? Там холодно и всё в тумане. Ни твой никто не увидит, ни своего не покажет. В общем, в этом походе большую часть времени  мы едим и спим. Поход для ленивцев. Лежим в палатке, греемся возле Димки. Он посередине, мы с Надей по краям. Дима парень у нас горячий, нам с ним очень повезло. У нас есть собственный передвижной обогреватель (Дима). Он хоть и не импортный, но в использовании показал себя хорошо. Сначала я у него на животе высушила рубашку, которую днем постирала, а сейчас сушу носки.
Очень полезная вещь в хозяйстве оказалась, с большой теплоотдачей и очень мобильный, передвигается сам.

11.07.2017

В 06.30 подъем. На улицу вышли, а там заморозок. Палатка покрыта слоем льда, трава под ногами замерзла и звенит, а наши колокольчики превратились в хрустальные. Холодрыга!!!
   Натянули на себя всю одежду, которая была, и стали собираться. Надя всё время бегает вокруг палатки, пытаясь согреть ноги. Да, в этом походе чего мы только не пережили: наводнение, туман, заморозки и неимоверное пекло на замёрзших Софийских озерах и всё это за одну декаду. Через 30 минут проснулись наши соседи. Мы позавтракали, собрали палатку, попрощались с ребятами и в 07.45 вышли на маршрут. Сегодня предстоит большой переход общей продолжительностью 12 километров. Из них 3 перевала 1А категории и продолжительный спуск 1300 метров. Через несколько минут вышло солнышко и погода кардинально изменилась. Колокольчики ожили,  а мы сняли всё своё утепление.
   Первый перевал Мылгвал (1А). Подойдя к озеру, находящемуся у его подножья, решили отдохнуть. Дима попросил сфотографировать его на фоне озера. Стоит, позирует. И тут слышим, что-то гремит, как камень катиться с горы. Поворачиваем головы в сторону звука, а там - медведь. Вот это зрелище. Впервые в жизни вот так в живой природе я увидела медведя. И интересно и страшно. Радует одно, что он где-то в метрах 100 от нас. По наслышке знаем, что Кавказские медведи пугливые и к людям не подходят, на это и надеемся. Правду говорят, чего боишься, то и случится. Весь поход опасалась встречи с медведем и на тебе. Дима со всей дури засвистел в свисток, чем привлек внимание медведя к нам. Я  в негодовании. Я-то рассчитывала остаться незамеченной. Медведь, по-видимому, тоже не рассчитывал услышать такой звук в этой нетронутой тишине. Он несколько секунд посмотрел на нас ошарашенным взглядом, а затем со всех лап бросился на утек в сторону нашего перевала.  Скорость его передвижения нас поразила. И снежник ему не снежник, и камни ему не камни. Спустя несколько минут он уже был на перевале. Вот нам бы такую скорость и легкость передвижения. Еще мгновение и он скрылся за скалой. Вроде бы облегчение, но перевал как раз наш и мы туда идем. Я, конечно надеюсь, что медведь не будет так долго нас там дожидаться. Да уж, впечатлений много, одно ярче другого.
В 09.15 мы уже на перевале.
Снимаем записку предыдущей группы и оставляем свою.
   Следующий перевал – Агур (1А).  Идется тяжело, высота около 2850, ворчу на Димку чтобы меня не фотографировал.
   Мне не до фото, мне бы доползти. Нет, сам перевал не сложный, это я устала. Худо-бедно я все же добралась. Мы на перевале. Сразу за ним в связке проходим перевал Федосеева (1А).
Фу, самое сложное позади.
   В 12 часов с хвостиком начинаем спуск. Он оказался тоже не из легких. Вначале достаточно крутой и по сыпухе, а я её ой как не люблю, точнее сказать очень опасаюсь.
Потом вошли в зону лугов и  потеряли тропу. Как всегда на закуску, что бы запомнилось лучше концовка.
   Без тропы по траве передвигаться тяжело,  идем куда глаза глядят, на пролом. Чем дальше, тем трава выше и гуще. Димка несколько раз падает, а Надя ему приговаривает: «ничего, зато не больно». Он снова падает, а она опять ему: «зато не больно». Дима от Надиных утешений в бешенстве. Орет, злится. Злись Дима, злись. Мы тоже на тебя злые. Завел на неизвестно куда. Ноги болят, силы заканчиваются,  дороги не видно. Но Дима говорит, что она уже не далеко.
   В общем, нет ничего бесконечного,  и наши мучения тоже закончились. Спустя какое-то время все же вышли мы на эту долгожданную дорогу. Дима победоносно произнес: «Ваш Сусанин вас вывел», и сам себе в душе зааплодировал. Дальше по гравию еще где-то 1,5 километра вниз. Уже немного легче, только ноги болят. Потом 2 км по асфальтированной дороге и в 15.15 мы на стоянке «Романтика» возле нашей машины. Конечно, мы устали, но если сравнивать с прошлым годом, то это и не усталость. Тогда я еле доползла до машины.
   Далее едем в МЧС, снимаемся с маршрута и, по традиции,  к тете Фатиме на хичины. Все, поход закончен, маршрут пройден и завершён. Исполнилась очередная мечта Димы, а я в очередной раз  подтвердила звание верной жены, боевой подруги и надёжного товарища.