Наталия Дюмина рассказывает
03.12.2018
страница 2

03.07.2017

Проснулись в 04.00. Решили сразу вставать и собираться. Сегодня сборы заняли 1 час, хороший результат. На завтрак была гречневая каша с сухим молоком. Гречка идет намного лучше, чем геркулес, даже Надя всё съела. В 05.10 мы уже были в пути. Маршрут на сегодня - пройти 2 км с набором высоты 443 метра, ночевка на высоте 2844 метра на Софийских озерах.
   Солнце встало рано и уже в 05.45 прилично припекало. В одном месте немного сбились с тропы, она спряталась под снежником. В этом году очень много снега.
   После набора высоты 200 метров от места ночевки  начался сплошной снежник. Для меня это стресс. Почему-то очень боюсь ходить по снежнику, хотя идти по нему легче. Но выхода нет и другой дороги тоже, надо идти. По пути нам навстречу попались туристы из Ставрополья, которые рассказали, что наверху всё в снегу, озер практически не видно, они тоже под снегом. Говорят: «Не пугайтесь, на озерах   осталась группа  из 80 человек,  но они в 08.00 уйдут:-)». Какой-то туристический слет.
   Когда мы добрались до озер, увидели кучу народу. В основном это были ребята 12-16 лет, занимающиеся туризмом. Озера, как нам и сказали, были спрятаны под снегом. Причем полностью. Смотришь – а вокруг один снег, и где эти озера не понятно. Только по другому снежному узору можно догадаться где вода, а где суша.
   Вот это сюрприз. Никак мы этого не ожидали. Наш план показать Наде всю красоту Софийских озер с треском провалился.
   Мы (с трудом) нашли место под палатку  и забазировались. Солнце уже хорошо пекло, хотя еще только 08.30. Пролежали в ней весь день, спасаясь от жары. Около 17.00 солнце ушло, а его место занял холодный ветер. В общем, место не очень гостеприимное. Из видов один снег, а с туалетом и водой большие проблемы. К вечеру на озерах обосновалось еще несколько групп туристов, достаточно людно для такой высоты.
   Время тянулось, заняться было нечем, гулять негде, любоваться тоже не на что. В гости к нам приходили горные козлы в надежде поживиться чем-то вкусненьким.
   Но, то что мы предлагали, им не понравилось, а другой еды у нас не было. Так что уважаемые обитатели горных просторов просим прощения, что не оправдали ваших надежд.  Вы не хотите, тогда мы сами съедим. А едим мы много, ооочень много. На обед у нас сегодня был гороховый суп с сухарями, на полдник колбаса, на ужин каша рисовая с мясом в консервах. Позже был чай с пряниками.
   Ближе к 19.30 ветер усилился и стал ледяным.  Палатка еле выдерживает его порывы. Дима принялся обкладывать её камнями, пытаясь таким образом создать заслон и укрепить стены. Не знаю, какая будет сегодня ночь, но то, что не спокойная и не теплая  -  это точно.  Что-то я немного нервничаю.

04.07.2017

Проснулись в 05.00 часов. Спали плохо, в полглаза. Ветер испытывал нас и палатку на прочность. Палатка держалась из последних сил, хотя  ветер продувал её насквозь. Продувал не только палатку, но и спальник, я даже замерзла.  И только ближе ли к утру ветер стих и мы уснули.
   В 06.00 часов вышли на маршрут.
   Сегодня по плану пройти 11 км, набор/сброс высоты 382/1562 метров, ночевка на высоте 1664 метров на слиянии рек Белой и Псыш. Но сначала  надо пройти перевал Караджаш (1 А). Сегодня снова идем по снежнику. Как уже писала, идти намного легче, чем по камням.
   Вот мы и у подножья перевала. .
Осталось только подняться. Честно говоря, страшно карабкаться по снегу вверх под большим, очень большим наклоном (позже руководитель встретившейся нам туристической группы рассказывал, как парень поднимаясь на этот перевал молился во весь голос). Значит страшно не одной мне :). Стараюсь о страхе не думать и не смотреть вниз. Делаем небольшие передышки на островках скальных выбросов, свободных от снега.
   Иду след в след за Димой. Вернее  мы не идем, а карабкаемся вверх как клопы по шторам. Дима своими ботинками грубо вбивается в снег, делая в нем углубления и  тем самым облегчая  мне подъем. Надя не стала идти нашей тропой, а взяла чуть левее и даже немного нас обогнала. Смелая девочка. И вдруг слышим визг. В душе всё похолодело. Наша смелая девочка летит вниз с выпученными глазами и открытым ртом. Димка орёт : «На живот, перевернись на живот»! Я от ужаса оцепенела. В общем, не знаю каким чудом она удержалась и за что смогла зацепиться, но улетела не далеко.  Я перепугалась не на шутку. Дима тоже, хотя виду не подал.  И только мы выдохнули и немного пришли в себя, как с моего поля зрения в доли секунды исчез Дима. Вернее он не весь исчез, а просто вместо 2-х метрового Димы, я видела только его голову и плечи. Всё остальное было под снегом. Дима провалился.  Причем очень глубоко. Ноги попали в расщелину между камней под снегом (хорошо, хоть ничего не сломал).  Он удержался в таком положении только благодаря рюкзаку, который зацепился за край провала. О ужас, за что мне все это? Я не готова к таким стрессовым ситуациям. Стараясь не паниковать и не подавать виду, что я в шоке от происходящих событий, спрашиваю Диму: «Что мне надо делать, как помочь?».  Он говорит: «Я сам, просто стой на месте и не подходи ближе». Дима  стал  потихоньку выбираться из снежного плена. Пара минут и он на свободе. Фу, вроде обошлось. Теперь подниматься ещё страшнее, зная, что можешь провалиться под снег или скатиться вниз в любую секунду. Вся сила воли собрана в кулак. Осталось немножко.  Ещё 5 минут страха и напряженной работы и мы на перевале. Ура!
   Дааа! Красота! Вот ты какой перевал Караджаш. Вершины гор, укрытые снежным покрывалом, стоят спокойные и безмятежные. Время не властно над ними.
   Пока я делаю фото,  Надя с Димой занялись перевальной запиской (забрали предыдущей группы и оставили свою).
Десятиминутный отдых и на спуск.
   Первая половина спуска проходит по снежнику. Идется легко. Какойто в этом году у нас ровный и не сложный поход.
   Дима ведет себя хорошо, почти не ругаемся, экстрима немного. Размышляя над этим, думаю: «О чем буду писать в отчете – не знаю. Ничего интересного не происходит».  Забегая вперед, могу сказать:  «Люди, бойтесь своих мыслей, они материальны!»
   Стало припекать солнышко и чем дальше, тем беспощаднее. После снежника свои объятия нам открыли зеленые луга. Так, не спеша, прошли «Озеро с кочками». Чудесное место.
   Пару фоток и  в путь.
   Виды красивые, но любоваться ими нет сил. Спуск затяжной и ноги уже прилично побаливают.  Спустя еще какое-то время они перестают слушаться и отказываются идти дальше. А ведь Дима обещал мне сегодня легкий спуск после перевала. Спуск то не сложный, но нет ему ни конца ни края. Одним словом я устала, измоталась и начинаю ворчать. Солнце тоже делает свое дело. Жарит нас  не жалея. Мажемся  кремом от загара, пытаясь хоть как-то уберечься от ожога.
   Далее тропа уходила в лес. Это радовало. Под кронами деревьев можно укрыться от солнца. Мне казалось что лес – это мое спасение, мое облегчение. А самое главное, думала я, что дойдя до леса, я дойду до конца спуска и продолжу свой путь по пологой тропинке, наслаждаясь прохладой. Но я ошиблась.   От солнца мы спрятались, и в лесу уже не было так жарко, но спуск не сбавлял своей крутизны. Ещё и шишки на земле всё время предательски катились под ботинками, от чего было трудно удержать равновесие. Силы на исходе, ноги дрожат и не слушаются, нервы сдают. Я начинаю злиться сама на себя, а в голове засела мысль: «И что тебе дома не сидится, оно тебе надо?»
   А  ещё не давала мне покоя мысль, что мы теряем высоту, которую набирали 2 дня. Этот факт приводил меня в бешенство.  Говорю Диме: «Надо было столько ползти вверх, мучиться, рисковать, чтобы потом с таким трудом спускаться вниз и вернуться практически на исходную». А он мне: «Наталочка, так в том и смысл похода по горам. То вверх, то вниз».
   Вижу, устала не только я одна. Даже Надя, которая весь маршрут идёт без особого труда, вся красная и вспотевшая. Силы нас покидают, еле ноги волочим.
   Но тут в ход событий нашего сегодняшнего спуска решило вмешаться небо и что бы аккумулировать наши силы, послало дождик. Вернее пока не сам дождик, а несколько капель в предупреждение.  Дима приказал нам собраться и ускориться, потому что когда  намокнет тропа, спускаться будет намного сложнее.  Мы стали быстрее перебирать трясущимися ногами. Нет, второе дыхание не открылось, просто было осознание того, что если пойдет дождь, дела наши будут намного хуже.
   И так, в ускоренном темпе мы добрались до долгожданной реки Псыш. На её берегу стоял добротный домик, то ли охотников, то ли лесников. В таком можно и от дождя укрыться. Но чтобы добраться к нему, надо было переправиться еще через одну речку шириной 2,5-3 м, которая преградила нам путь.