Наталия Дюмина рассказывает
03.12.2018
страница 4

А мы своих не бросаем, выгнали Женьку из вагончика, дали ей палку в руки и вперед размеренным шагом к намеченной цели. Дорога хорошая, без подъемов и спадов. Все расслабились, идут, болтают, шутят. Настроение у всех хорошее, вроде бы и не было этого страшного дня. Только состояние Жени напоминает о случившемся, она хромает и передвигается через силу. Через километр нам на встречу попалась группа людей с автоматами и веревками.
   Это пограничники и МЧСники (Алексей тоже с ними) идут искать Женю. Не могу описать выражение лица Алексея, когда он увидел Женю. Это и радость и восторг и шок. Видно, что человек много пережил за последнее время. Он обнял Женю и прижал к себе. Спасатели поздравляют нас со вторым днём рождения. Нас особо это не касалось, а вот остальных ребят и особенно Женю, точно можно поздравить. Оставшийся путь до заставы мы проделали всей компанией, рассказывая, что произошло. Алексей с нами не пошел, он побежал за своими вещами, которые мы оставили в последнем лагере. Это и хорошо, ему сейчас надо побыть одному, придти в себя и всё переосмыслить. Как рассказали пограничники, он он чуть не плакал, когда пришел к ним.
   Ну вот мы на заставе, у нас проверяют документы, 20 минут на все технические процедуры. МЧСовцы усаживают Женю в свою машину, мы отдаем её вещи, прощаемся, обнимаемся и желаем ей долгих лет жизни. Она благодарит нас за помощь. Ещё минута и её увозят. Мы тоже направляемся своей дорогой, пытаясь встать на маршрут (теперь в него надо вносить корректировку), а  ребята остаются на заставе ждать Алексея.
   Мы направляемся в сторону  поляны Таулу. Маршрут у нас немного сократился. Мы пропускаем перевал Айлюлю (по причине нехватки времени в связи с происшествием на реке). Там у нас дневка, на которой надо провести ревизию продуктов и передохнуть. Далее по плану прохождение перевалов Речепста,  Мылгвал, Агур и Федосеева. Итого ещё 4-5 дней похода. До поляны идти около 10 километров, идем ровно, без особых трудностей и усилий. Погода хорошая. Так как уже вторая половина дня, солнце не жарит и идётся достаточно комфортно. В 18.00 мы уже сидели за столом нашей гостеприимной тети Фатимы и ждали, когда она нам пожарит хычины. После вкусного ужина разбиваем лагерь и укладываемся спать. День сегодня был очень насыщенный. Надо отдохнуть и набраться сил.

07.07.2017

Дима бьет все рекорды. Сегодня он проснулся в 3 часа ночи. До 03.30 ворочался, а дальше заявил, что идёт за машиной, которая находится на стоянке в 7 километрах от нас. На улице темень. Мы с Надей с трудом уговариваем его дождаться рассвета, так как всю ночь рядом выли шакалы и мы боимся оставаться одни (на поляне кроме нас, никого нет). Он послушал нас, но ложиться не стал, а пошел разводить костер и пить кофе. Сам не спит и нам не дает . Дима десять раз открывал и закрывал палатку, светил своим фонариком (что-то искал). Потом он угомонился и мы заснули. В 04.30 он снова залез к нам и объявил, что все же уходит. Ну уходишь, так уходишь. А мы спать.
   Около 07.00 Дима уже на поляне, машина рядом с палаткой, мы пьем чай, мило болтаем, и ждём, когда проснётся Надюша. Она сегодня первый раз за отпуск решила себя побаловать и  проснулась в 10.30. При этом Надя заявила: «А я могу и подольше спать :-)».
   Целый день наслаждаемся отдыхом и готовим рюкзаки к завтрашнему походу. На вечер запланированы хычины. Запланировали, значит сделали. По дороге к тете Фатиме я почувствовала, что болит спина, стреляет в пояснице. Только этого не хватало. В этом году в походе я балласт. То голова, то спина. Кстати голова перестала мучить, наверное, это заслуга того, что прошли хорошую акклиматизацию. Надеюсь, что до утра спина тоже отпустит, иначе я сорву поход. Около 20.00 пошел дождик и загнал нас в палатку. А что делать в палатке вечером, когда идет дождь? Спать. Мы так и сделали.

08.07.2017

Почти всю ночь шёл дождь. Дима проснулся около 5 утра и спросил меня как спина? Спина, к сожалению, болела. Он сказал, что тогда никуда не идем и снова лег спать. Я тоже попыталась уснуть, но совесть не давала, ведь из-за меня срывался весь поход. Дима предложил переждать один день, который был у нас в запасе. А вдруг этот день понадобиться в случае непогоды? Ещё немного полежав, объявляю о своем решении. Выпью обезбаливающее, 30 минут полежу, если станет легче, идём. Так и делаем. От таблетки толку 0. Говорю, что легче. Вру. Димка полностью разгружает мой рюкзак. Остались только личные вещи. Начинаем движение на перевал Речепста,  мимо Лунной поляны и поста пограничников на слиянии рек Архыз и Дука. Через какое- то время дорога круто пошла в гору. Ни конца ни  края этому подъему не было.
    На моё счастье, на подъем мне оказалось легче идти, чем даже по прямой дороге, да и с пустым рюкзаком, сами понимаете, это не с загруженным. Около 13.30 час. мы добрались до места нашей стоянки - правый берег реки «Речепста», напротив перевала «Речпста».
    Место под палатку нашли с трудом, склон был достаточно покатым, а рядом с речкой не хотели становиться, боялись, что  будет холодно. Прежде чем разбивать лагерь, присели отдохнуть. Вокруг коровы, бычки, лошади, овцы. Ходят совсем рядом, с интересом рассматривают нас.  Мы с Надей пытаемся покормить их с руки, но не получаются, боятся они. Подходят близко, близко, тянут свои мордочки, а взять еду с ладошки смелости не хватает. Такие смешные, такие милые. Сидим, отдыхаем, наслаждаемся видами. Вдалеке замечаем фигуру человека, который быстрой поступью направляется в нашу сторону. Шел он со стороны перевала «Речепста-Пхия». Мужчина зрелого возраста, поджарый, со светлыми глазами, полными восторга и добродушным, счастливым лицом. Шел очень быстро, можно сказать даже бежал. Я сначала подумала, что это иностранец (наши люди не выглядят такими счастливыми и открытыми) и он хочет спросить дорогу. Но я ошиблась. Оказался  наш русский мужик с крепким рукопожатием. И дорогу узнавать ему не надо было, а бежал он так, потому, что рад был нас видеть и торопился поздороваться и поболтать. Вот такие бывают люди — открытые и светлые. Звали его Федор,  и был он сам из города Ростова. Он взахлеб стал делится с нами своими впечатлениями от здешних мест и рассказывать о своих путешествия. И говорил он с таким увлечением и вдохновением, что даже не хотелось его перебивать, да он и не давал нам возможности это сделать . Фёдор  рассказал, что ему 62 года, он очень  любит туризм, природу. 11 лет назад (в 50 лет) он ходил на Эльбрус, который покорил его своей красотой. Он и нам посоветовал побывать на этой самой высокой вершине Европы. Но я, услышав о том, что там каждый год погибает 30 человек,  решила воздержаться. А Фёдор все говорил и говорил, слова лились из него нескончаемым потоком восторга и восхищения. Вдалеке, мимо нас прошла пара туристов преклонного возраста (попутчики Фёдора). Их появление вернуло Федора в реальность. Он пожелал нам хорошего пути и ярких впечатлений, а сам вприпрыжку и бегом направился своей дорогой. Мы с Димой переглянулись.  Да, вот бы всем в 62 года быть в такой физической форме и с такой детской, открытой душой. Фёдор — человек любящий весь мир, и как мне кажется, мир отвечает ему тем же. Мы с Димой решили для себя, что Фёдор будет для нас примером для подражания. Ну хоти мы в 62 года бегать по горам вприпрыжку, хотим сиять от счастья и испытывать радость от своего присутствия в этом прекрасном мире. Хотим и будем, и ничего нам не помешает .
   Ну вот, выбрано место под палатку и разбит лагерь. Пообедали салом, чесноком, хлебцами и чаем. На улице дует холодный ветер, гулять не хочется. А если гулять не хочется, то из развлечений остается только поспать . Да,  друзья мои, г горах так . Дружно уснули, дружно проснулись в 17.00 часов.  Состояние такое-то разбитое, сами не понимаем от чего. Не вылезая из палатки разогрели гречневую кашу, выпили чаю и снова спать.

09.07.2017

Проснулись в 6 утра, даже мы с Надей встали сами. Вот это выспались. Ночь была спокойная и теплая, хотя мы даже не ожидали. Собирались сегодня 2 часа, ну  ооочень долго. Надя зачаровано смотрела на чай и вообще никуда не торопилась. Я стала сжигать мусор, что было поручено ей, а Дима вместо нас с Надей собрал палатку. Надежда решила не вмешиваться в этот процесс и медленно продолжала чаепитие. Погода хорошая, и солнышко есть, и тучки, и холодный ветерок. Для подъема на перевал самое то. Сегодня мы должны пройти через перевал «Речепста» и встать лагерем на берегу озера «Голубое». Димка снова забрал у меня почти все мои вещи, хотя я их уже уложила в свой рюкзак (спина немного отпустила). Но он сказал, что пока полностью не пройдет, нести тяжелый рюкзак мне запрещает. Вот такой у меня заботливый муж. Заботливый и надежный. Повезло мне!
   Перевал Речепста категории 1 А, с затяжным подъёмом по зеленой траве.
Шли козьими тропками вверх, пока возле большого камня не нашли хорошо набитую тропу.
В 12.00 мы уже на перевале.
Тут очень сильный ветер. Быстро пишем свою перевальную записку и забираем предыдущей группы
и идем дальше, по пути любуясь красотами открывающимися нашему взгляду. По дороге к озеру нам встретилась пара туристов. Разговорились, познакомились. Виктор и Татьяна оказались из г. Георгиевска Ставрапольского края и шли на перевал Речепста в радиалку. Лагерь их стоял тоже на озере Голубое. Значит буде соседями .
   В 14.00 часов мы уже возле озера.
   Оно волшебное, чем-то похоже на озеро Кяфар, только поменьше. С высокой горы, у подножья которого озеро находится, в него впадают небольшие речки, наполняя кристально чистой водой. Озеро не только берет живительную влагу, но и отдает с такой же щедростью.
   В одном месте оно  размыкается метра на 2 и вода, перекатываясь через камушки, бурным потоком устремляется вниз. Зрелище завораживающее. Берега озера местами покрыты снегом, а с горы к нему тянутся белоснежные языки. И вся это красота обрамлена зелеными лугами, усыпанными колокольчиками небесного цвета. Их так много, что некуда ступить ногой. Смотришь на все это и наглядеться не можешь, а на душе хорошо и радостно. И хочется описать эту красоту, а слов не хватает. Нет таких слов, чтобы выразить то, что чувствует душа. Так что уж извините.
   Налюбовавшись вдоволь этой красотой, начинаем ставить палатку. Сильный ледяной ветер пытается нам помешать, но у него ничего не получается. Лагерь разбит, укреплен и мы можем спокойно отдыхать.
   Вечером к нам пришли наши новые знакомые-соседи Виктор и Татьяна. С ними была еще одна женщина по имени Ирина. Она оказалась женой Виктора. Ребята пригласили нас к себе в лагерь на чай. Мы с Димой с удовольствие согласились, а Надя отвергла предложение и осталась в лагере. Заставлять мы права не имеем, гости — дело добровольное. Наши соседи оказались очень гостеприимные и хлебосольные. Они выложили на стол всё что имели: сгущенку, хлебцы, конфеты, заварили вкусный чай из трав и даже предложили нам спирт для настроения. У меня промелькнула в голове мысль: «Как приятно когда люди угощают тебя от души и ничего не жалеют». Впервые за время наших походов угощали нас. Принцип бумеранга сработал. Так что ребята, делайте хорошие дела и вам вернется тем же. К тому же это очень приятно, быть кому-то нужным. Далее разговоры за чаем, снимок на память и по домам спать.
   В 20.00 отбой.
      10.07.2017

Дима проснулся в 3 ночи и скомандовал собираться. Но так как мы вчера договаривались, что подъем будет в 06.00, я не подчинилась ему и продолжила спать до 5. Все остальные сделали тоже самое. Ночью был сильный и очень холодный ветер, да и сейчас он не утих. Поэтому одна надежда была на солнышко, которое взойдет и согреет нас. Брррр.. очень холодно.
В 05.30 солнышко уже высоко на небе, но греть пока ещё не хочет. Однако его присутствие  вдохновляет и помогает выйти из палатки. Завтрак, сборы и в 6.45 мы выдвигаемся.
    Сегодня должны пройти вниз по течению реки Кызылчук до её слияния с рекой Кяфар, потом вверх до озера Кяфар, мимо него и встать лагерем на озере Провальное.  Протяженность маршрута 10 км. Погода хорошая, на небе ни тучки, солнышко стало пригревать.
   Спустившись немного вниз, мы даже сняли свои кофты и куртки, здесь ветра нет и идти одно удовольствие. Виды потрясающие, идется легко.